В своих комментариях на книгу Шемот (гл. 12, ст. 17, в
частности) Раши (великий комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11 век) пишет:
“Если появляется возможность выполнить мицву (заповедь), это следует
сделать немедленно”...
Рассказывают, что как-то раз во Франкфурте к Шимону Натаниэлю Ротшильду
подошел на улице незнакомый человек и поведал ему о своих безысходных
обстоятельствах. Ротшильд был тронут бедственным положением человека и захотел
как-нибудь помочь ему. Но денег с собой у него не было. Тогда он снял с часов
золотую цепочку и протянул ее мужчине.
Мужчина был застигнут врасплох.
— О нет! — воскликнул он. — Я не могу взять эту золотую цепочку. Спасибо за
искреннее желание помочь мне. Но лучше я зайду завтра в вашу контору...
— Возьмите, пожалуйста, — настаивал Ротшильд. — Сейчас я полон сочувствия к
вам. Но кто знает, что я буду испытывать завтра? Ведь царь Шломо
(Соломон) сказал когда-то — Не говори другу твоему: “уходи и возвращайся завтра,
и я тебе подам”, если имеешь при себе что-то и можешь сделать это сегодня. (Теилим,
гл. 3, ст. 26)...
Заповеди следует исполнять с искренностью и усердием.
Однажды раввин города Амшинов попросил у богатого человека цдаку
(пожертвование на благотворительные цели). Раввин собирал деньги, чтобы помочь
попавшему в затруднительное положение родственнику этого богача.
— Он мне — всего лишь дальний родственник, — ответил богач. — Я едва его
знаю. У меня нет никаких особых обязательств по отношению к нему...
— Ты молился этим утром? — спросил раввин.
— Конечно, — сказал богач.
— Какими словами начинается Амида (основная часть утренней, дневной и
вечерней молитв)?
— Все это знают, — произнес богатый человек и процитировал — “Всевышний
Авраама, Ицхака, Яакова...”.
— Когда они жили? — продолжал “экзаменовать богача раввин.
— Несколько тысяч лет назад, – ответил богач.
— Почему же ты ежедневно просишь Всевышнего быть милостивым к тебе, учитывая
заслуги предков, которые жили тысячи лет назад и имеют к тебе столь отдаленное
отношение? Ведь сам не хочешь проявить милосердие по отношению к живущему ныне
человеку только потому, что он — твой дальний родственник. Как,
по-твоему, Творец должен ответить на твою молитву?..