Мы рассматриваем законы
Мы рассматриваем законы, описанные в Торе, как руководство к
действию, как правила, регламентирующие отношения между людьми, предоставляющие
нам образцы высокой морали. С другой стороны, мы видим, что Тора допускает
рабство. Нет ли в этом противоречия?..
ЭТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ТОРЕ
Д-р Ашер Меир
На первый взгляд, может показаться, что между моральными ценностями, которые
даны нам в Торе, и практикой, регулируемой законами, существует некое
противоречие. С одной стороны, в ней даны образцы высокой морали, с другой, судя
по содержанию ее текста, она вполне допускает полную зависимость одних людей от
других, то есть — рабство. Как эти полярные понятия согласуются между собой?
Чтобы понять, что в действительности никакого противоречия нет, нам следует
постараться глубже проникнуть в суть идеи — как Тора ведет человечество к
созданию идеального общества.
Прежде всего,
констатируем, что Тора никогда не пыталась навязать человечеству схему, как
должно функционировать наше общество. И не ставила перед собой
цель
—
превратить людей в роботы, все действия которых четко и жестко определены
Высшими директивами и постановлениями. Тора регулирует это иначе: она дает
законы, в которых заложены основы высоко морального поведения, и ждет от нас,
что мы призовем нашу совесть и этические нормы для выработки таких ценностей,
которые приведут человечество к воплощению Идеала.
Один из источников, где мы черпаем эти идеалы, — изложенные в Торе истории. К
примеру, идея братства и равенства заложена в истории создания вселенной.
Талмуд подчеркивает: Творец изначально хотел населить планету большим
количеством людей, однако вначале Он все же создал одного человека, тем самым,
как бы передавая нам “послание”, в котором довел до нашего сведения мысль, что
все люди — братья, и никто не может “щегольнуть” особой родословной, ибо все мы
дети одного отца — Адама, а позднее, после Потопа — Ноаха.
Второй источник наших идеалов — законы, данные Торой. Кроме специфического
описания, видимого “не вооруженным глазом”, каждый закон имеет глубокое
внутреннее содержание. В своих комментариях к книге Дварим (гл. 6,
ст. 18) Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман
— Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го
– начало 13-го вв.) писал: “Совершенно невозможно, чтобы Тора описывала все
детали отношений человека с его соседями и друзьями, его деловые отношения и
политику городов и стран, но после упоминания отдельных законов, Тора снова и
снова возвращается к основной своей рекомендации — мы должны жить, соблюдая
моральные принципы и ценности”.
Кроме этого, нам важно понять принцип — каким образом человечество может
двигаться к достижению этих идеалов. Дело в том, что Тора не призывает нас к
разрушительным революциям. Речь, скорее, идет об образовательном процессе,
который имеет два уровня: на более низком, локальном, уровне мы получаем
объяснение, как нам вести себя внутри существующих концепций и институтов: более
высокий — выведет нас на дорогу к процветанию человечества на всей планете.
Давайте применим эти идеи к упомянутому в начале статьи рабству.
В период, описанный в Торе, рабство было не только принятым в мире, но и
жизненно важным, необходимым экономическим институтом. Поскольку Тора не
предполагает революционные изменения, ее цель — дать людям основополагающие
этические стандарты, которые соответствовали бы существовавшим в то время
экономическим структурам. Поэтому многие заповеди направлены на улучшение
положения рабов. Например, заповедь, требующая, чтобы раб отдыхал в шаббат. В
Торе по этому поводу сказано: “...чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты”
(Дварим, гл. 5, ст. 13-14). Или — заповедь, согласно которой
хозяин, нанесший рабу телесное повреждение, должен отпустить его — “И если
ударит кто раба своего или рабыню свою в глаз и повредит его, то должен
отпустить его на волю за глаз его. А если он зуб раба своего или зуб рабыни
своей выбьет, пусть отпустит он его на волю за зуб его” (Шемот,
гл. 21, ст. 26-27). А еще — заповедь, предусматривающая заботу хозяина об
основных нуждах рабов (Ваикра, гл. 25) и др.
В то же время Тора постоянно подчеркивает ценность каждой человеческой жизни,
обуславливая тем самым стремление построить более гуманное, свободное от рабства
общество.
Таким образом, мы видим, что Тора учитывает практические условия, в которых
жили люди, в частности — во времена ее дарования. Законы Торы содержат два
уровня понимания: один, поверхностный, позволяет людям, принявшим Тору со всеми
ее правилами, вести моральный образ жизни внутри того материального мира, в
котором они живут в данное время; другой же, более глубокий, внутренний уровень,
ведет нас к идее о братстве людей, ставит перед нами высокую “планку” идеалов, к
которым мы должны стремиться. Именно этот, второй уровень, в конечном счете,
приводит народы к тому,
что они, в процессе
исторического развития, отбрасывают социальные институты, препятствующие
строительству идеального общества (например, институт рабства).
Во время пасхального седера мы говорим: если бы Всевышний не вывел нас из
египетского рабства, мы до сегодняшнего дня оставались бы рабами фараона. Это
очень неожиданное и поразительное утверждение. Ведь империи возникали и
исчезали; и порабощенные народы вели освободительные войны, завоевывая желанную
свободу. С точки зрения истории это вполне естественный процесс. В конце концов,
ни одна нация не оставалась в рабстве в течение 3000 лет...
Раввин Цви Иегуда Кук (сын первого Главного раввина Израиля, Авраама
Ицхака Кука; глава иешивы “Мерказ а-рав”, вторая половина 20-го века) объясняет:
сама идея исторического прогресса и движения к свободе внедрилась в сознание
народов как результат Исхода евреев из Египта.
Мировоззрение в античном мире было в основном отнюдь не прогрессивным, скорее
— цикличным, статичным, с тенденцией к моральной деградации. Освобождение
еврейского народа из египетского рабства создало, так сказать, “прецедент”.
Стало для других народов примером, доказавшем на практике, что человеческое
освобождение — реально, и за него стоит бороться. Это было важнейшим фактором,
обусловившим динамику исторического развития человечества. И действительно, мы
видим, что Исход из Египта до наших дней остался главным мотивом в истории
освободительного движения...
По материалам Иерусалимского Центра Еврейской Этики
д-р Ашер Меир
раввин, один из руководителей Центра деловой этики
при Иерусалимском технологическом колледже
Преподавал в Гарварде, имеет степень доктора в области
экономики
Автор многих статей о современном бизнесе, еврейском праве,
экономике
|