В еврейской традиции порой на одной
фразе можно выстроить
В еврейской традиции порой на
одной фразе можно выстроить “стратегию”
поведения. Именно о таком случае и
рассказывает рав Тверский в истории,
которую мы помещаем на нашем сайте...
НЕ ПРОСТО
ИСТОРИИ
НЕМНОГО СВЕТА
Рав Авраам Тверский
В мусаре (этическом учении,
направленном на совершенствование качеств
характера) есть два подхода к проблемам. Они
основаны на различиях в интерпретации
стиха “Сторонись зла и делай добро” (Теилим,
34:15).
В первой интерпретации говорится, что,
прежде всего, необходимо избегать зла,
избавиться от плохих черт, чтобы потом
перейти к положительным достижениям. Эта
идея подкрепляется метафорой: бесполезно
одеваться в изысканные одежды и
использовать драгоценные благовония, когда
человек вымазан грязью. Только смыв грязь,
полностью очистив себя, можно улучшать свой
внешний вид. Это идею подкрепляет другой
стих: “И сказал Всевышний грешникам: для
чего вы вспоминаете Мои указы?” (Теилим,
50:16). Это — прямое указание: сначала надо
сделать тшуву (раскаяться), избавиться
от грехов, и только после этого —
заниматься Торой.
Другой подход интерпретирует строку
псалма так: избавляйся от зла, делая
добро. Метафорическое воплощение этой идеи
— маленький лучик света, который
рассеивает тьму. Пламя свечи может осветить
целую комнату, погруженную во мрак. Так и
доброе дело может рассеять плохое.
Рабби Менахем Мендель из Коцка говорил: “Не
хочу, чтобы мои ученики не грешили только
потому, что это плохо. Хочу, чтобы они были
так заняты добрыми делами, что у них просто
не оставалось времени на грех”.
Хасидские учения предпочитают вторую
интерпретацию. Не стоит, — считают они,
откладывать добрые дела и исполнение
заповедей до очищения от грехов. Это —
уловка йецер а-ра (тяги к злу), который
нашептывает человеку: “Кто ты такой, чтобы
учить Тору?”. Йецер а-ра просто
использует этот стих, утверждая, что
грешник не способен учить Тору — чтобы
отдалить человека от изучения Торы,
успокаивая его тем, что он еще недостаточно
хорошо сделал тшуву. Под маской
благочестия йецер а-ра может помешать
человеку служить Творцу. Йецер а-ра
хитроумен, он может превратить
благородную скромность в полную противоположность,
сказав: “Ты еще недостоин служения
Всевышнему”.
Мой отец рассказывал мне случай из своей
жизни.
В Киеве жил честолюбивый молодой человек.
Обнаружив, что пути к успеху в царской
России для евреев закрыты, он избавился от
всего, что связывало его с иудаизмом и стал
вести себя как нееврей. Даже в Йом Кипур он
не соблюдал пост и работал. И в результате
получил престижную должность в
правительстве.
Однажды на берегу реки нашли тело, и
невозможно было его опознать. По талиту
катан (нижняя одежда с кистями, которую
полагается носить всем евреям мужского
пола) определили, что погибший был евреем, и
тело передали еврейской похоронной службе.
Молодой человек, который отверг все
еврейское, услышал об этом случае. Он не
хотел, чтобы еврейские обычаи помешали его
карьере, но при этом и мысли в его голове не
было, что его могут похоронить не по-еврейски.
Поэтому он стал надевать талит катан,
который не виден посторонним, пока он жив,
но, если он умрет, что он — еврей...
Однако с тех пор, как он стал надевать
талит катан, в нем начали происходить
изменения. Он стал поститься в Йом Кипур и
находил повод, чтобы пропускать в этот день
работу. Он перестал есть некашерную пищу и
постепенно стал соблюдать все заповеди,
которые сохраняли его тайну, что он еврей. В
конце концов, он отказался от своего поста в
правительстве и сделал тшуву. Так одна мицва
изменила его жизнь.
Рассказывают об одном человеке, который
жил недалеко от Люблина. Окружающие
презирали его, потому что он был доносчиком.
Налоги антисемитов-помещиков были столь
чрезмерными, что евреи были вынуждены
скрывать свои доходы. А доносчик сообщал
сборщикам налогов о всяком незаявленном
имуществе.
Несколько хасидов попросили знаменитого
Провидца из Люблина, чтобы он призвал на
голову этого грешника, который угрожал
самому их существованию, гнев Всевышнего.
Когда хасиды пришли с этой просьбой к
Провидцу, он воскликнул:
— Какой цадик (праведник)! Его сияние
освещает Небеса. Приведите его ко мне!..
Пораженные хасиды передали его слова
доносчику, и тот согласился посетить
Провидца просто из любопытства, чтобы
узнать, почему он считает его цадиком.
Провидец радушно встретил этого человека
и сказал ему:
— Против тебя выдвинули тяжкие обвинения.
Но я увидел, что свет от твоих поступков
достигает небесных сфер. Скажи мне, какое
хорошее дело ты сделал, чтобы обрести
святость?
И человек вспомнил, как праздновал
обрезание своего новорожденного сына.
— Вот оно что! — воскликнул Провидец,— я
увидел тебя с праотцем Авраамом и пророком
Элиягу, которые пришли к тебе, чтобы принять
участие в этой великой мицве ...
Сознание кдуши (чистоты и возвышенной
духовности), которой он может достичь, так
повлияли на этого человека, что он больше
никогда уже ни на кого не доносил.
Один человек сказал раби Леви Ицхаку из
Бердичева:
— Я докажу, что в Торе не все написано
правильно. В ней, например, говорится, что
если мы будем грешить, Всевышний
рассердится и накажет нас. Но вот я —
грешник, а при этом здоров и счастлив.
На это раби Леви Ицхак из Бердичева
ответил:
Сын мой, единственный способ узнать об
этом — читать Шма... Да будет тебе
известно, что награда за чтение Шма — даже
за один раз — так велика, что всех богатств
мира недостаточно, чтобы это
компенсировать!
Рав Моше Лейб из Сасова одно время
странствовал со своими учениками из
деревни в деревню и объяснял людям: “Если у
человека где-то далеко есть брат, разве он
не поедет туда навестить его? Но все евреи —
братья, и я со всеми хочу познакомиться”.
Как-то раз в одной из общин ученики
попросили его не заходить к известному
грешнику.
— Ребе не должен находиться в доме такого
грешника, — сказали они.
Рав Моше в недоумении посмотрел на них и
ответил:
— Как вы можете называть цадика
грешником? Посмотрите, на его двери — мезуза !
Ребе Элимелех из Лиженска составил
прекрасную вводную молитву к утренней
службе, в которой говорилось: “Пожалуйста,
помоги мне видеть в каждом человеке хорошее,
а не его ошибки и слабости”.
Подчеркивать положительные стороны и
достижения важно не только для
установления хороших отношений между
евреями, но и для эффективного воспитания
детей. В нескольких книгах я говорил о роли
самооценки: Давайте сделаем человека, 1987;
Я это я, 1993;
Жизнь
слишком коротка, 1995; Позитивное
воспитание, 1996.
Нередко, родители “ловят” ребенка на чем-то
плохом и ругают его. Как часто мы “ловим”
ребенка на чем-то хорошем и хвалим его за
это? Мы воспринимаем как должное то, что они
говорят браху (благословляют Творца) за
еду. И мы не обращаем внимание, какое это для
нас благо, что они понимают: все исходит от
Всевышнего. Разве мы можем надеяться
поднять самооценку нашего ребенка, если мы
фокусируем наше внимание только на плохом
поведении и игнорируем хорошее?
Для воспитания ребенка, для собственного
развития, важно самим исполнять заповеди и
помогать детям исполнять их, не забывая
принцип: одно доброе дело ведет к множеству
других добрых дел. Если заповеди
исполняются, человек не может долго вести
себя неправильно. Скажем, вы купили что-то
из мебели, а старый ковер с ней не
гармонирует. Наверное, скорее всего, вы
уберете этот ковер и купите новый — чтобы
было красиво. Постепенно изменится весь
интерьер комнаты. А все начиналось с одной
вещи...
Так и с характером человека. Человек
испытывает неудобство, когда разные черты
характеры и правила поведения противоречат
друг другу. Поэтому исполнение мицвот (заповедей)
создает такое умонастроение, что человеку
труднее потом их нарушать. Как с украшением
дома, он постепенно все будет менять, пока
стиль жизни не изменится совершенно. Как с
тем человеком, который начал с талит
катана, совершенно оставив до этого
иудаизм.
Талмуд, как представляется, поддерживает
вторую интерпреетацию приведенной вначале
фразы: “Сторонись от зла, делая добро”. Он
ссылается на слова Творца: “Откройся Мне на
ушко иглы, и я расширю врата, чтобы прошел
целый воз” (Шир аширим раба, 5:3). Как
маленькое отверстие, один лучик света может
изгнать тьму и привести к тшуве .
Ребе из Коцка, в своем бескомпромиссном
стремлении к истине, говорил об этом мидраше:
“Да, достаточно тшувы с игольное ушко,
но эта тшува должна быть искренней и
пронзить всего человека, как игла, от начала
и до конца”. Искусственный свет, подобный
светящимся стрелкам часов, тьму не изгонит.
Человек должен сделать человек первый шаг,
но этот шаг должен быть твердым,
неколебимым.
Рав Авраам Тверский,
врач и психолог, автор многих книг,
живет в Америке
|