Практически любая
Практически
любая, даже самая “прозаическая”
информация, для наших учителей могла
послужить поводом для глубокого
размышления о взаимоотношениях с Творцом.
В подтверждение этому, рав Авраам
Тверский приводит несколько историй.
НЕ ПРОСТО ИСТОРИИ
Рав
Авраам Тверский
Делать и слушать
Мир – зеркало, — учил Баал Шем Тов, — и все
дефекты, которые мы видим в других людях —
проявление наших собственных недостатков.
И еще он учил, что нужно внимательно
выслушивать замечания людей, потому что в
них обязательно содержатся важная
информация.
Еврейская традиция придает особое
значение устной речи. Праздный разговор
— вовсе не невинное дело. Колкости или
нелестные замечания в чей-нибудь адрес —
тяжкий грех.
Хафец Хаим посвятил свою жизнь борьбе с лашон
ара (злословием) и отмечал, что это худший
из грехов. Главное отличие человека от
животных — дар речи, и его нельзя
осквернять. Речь человека может нести
откровение.
Однажды Бааль Шем Тов со своими учениками
оказался на постоялом дворе. Бросив взгляд
на какого-то мужчину, он заметил:
— Этот человек заслуживает порицания. Он
не соблюдает законы семейной чистоты (замужняя
женщина должна раз в месяц окунаться в микве
— специальном бассейне).
— Откуда ты знаешь? — удивились ученики.
— А вы сами понаблюдайте за ним, — ответил
Бааль Шем Тов.
Спустя мгновение этот человек взял со
стойки пустой стакан. Трактирщик сказал ему:
Не бери этот стакан, я еще не окунал его в
микву (новую
посуду, сделанную неевреями, полагается
перед первым ее употреблением окунуть в микву).
А человек ответил:
— Какая разница, окунать в микве или не
окунать”?
Этим он подтвердил наблюдение Бааль Шем
Това.
* * *
Рав Зуша из Аниполи очень спешил, и кто-то
крикнул ему:
—Помоги перевернуть повозку!
— Извини, не могу! — ответил рав Зуша,
чувствуя, что не успеет, если хоть немного
задержится.
Человек крикнул ему вдогонку:
— Нет, ты можешь. Ты просто не хочешь!..
Рав Зуша сказал себе: “Это было порицание
Свыше. Многое можно было бы сделать, но я
просто ленив, и еще оправдываю себя тем, что
не успеваю... Тот человек прав: я мог бы, но не
захотел ему помочь...
* * *
Хасидский учитель ехал в повозке, и его
кучер остановил лошадей, чтобы накормить и
напоить их. Он обернулся к учителю и сказал:
— Посмотри, как едят и пьют эти лошади. Они,
верно, думают, что я даю им еду и питье, чтобы
они получили удовольствие. А ведь я это
делаю лишь для того, чтобы они доставили
меня, куда нужно.
Учитель воспринял слова кучера как упрек.
“Когда я ем и пью, — подумал учитель, — мне
кажется, что я лишь утоляю свой голод. Но
забываю при этом, что пища дана мне, чтобы я
исполнял волю Всевышнего и достигал
главной цели в жизни. И если я об этом не
вспоминаю, значит, я подобен лошади...
* * *
Рав Моше Лейб из Сасова часто говорил, что
постиг истинное значение любви к евреям
благодаря пьяному.
Однажды он зашел в трактир и услышал такой
разговор:
— Иван, я же твой лучший друг... Слышишь,
Иван? — твердил своему собутыльнику
основательно набравшийся мужик.
Тот, к кому он обращался, тоже пьяный,
ответил:
— Врешь, Степан! Не любишь ты меня...
По щекам Степана потекли слезы.
— Не говори так, Иван, — всхлипывая,
проговорил он. — Я тебя люблю.
— Ну, если ты, на самом деле, меня любишь, —
пробормотал Иван, — тогда скажи, о чем я
тревожусь, чего мне не хватает...
“Никто не вправе сказать, что любит кого-то,
— добавляет рав Моше Лейб, — если не
чувствует его боль и не знает, в чем тот
нуждается”.
* * *
Один хасид видел, как бьют розгами солдата
царской армии. За то, что он ненадолго
отлучился со своего поста.
Солдат молил о пощаде, оправдывался:
— Было так холодно, что я совсем замерзал,
— пытался оправдываться он перед
начальником.
— Ты давал присягу царю, а это должно
согревать тебя изнутри, — отвечал
начальник.
И хасид подумал: “Видно, я стал
механически молиться и исполнять заповеди.
Если бы я делал это от всего сердца, я бы
ощущал больше тепла и трепета...
* * *
Однажды мой друг в непогоду оказался в
аэропорте. Там скопилось множество людей, и
все друг с другом разговаривали. В зале
стоял такой шум, что невозможно было
расслышать объявления по радио.
— Тише! — попытался утихомирить
окружающих кто-то из пассажиров. — Возможно,
передают что-то важное о полетах, а
разобрать невозможно. Теперь придется
обращаться в информационное окошко, чтобы
узнать, о чем шла речь.
Эта история навела моего друга на
размышления о голосе Всевышнего. Талмуд
говорит, что голос с Синая раздается каждый
день, призывая нас вернуться к изучению
Торы и соблюдению ее заповедей. Зачем этот
голос, если мы все равно не можем его
услышать?.. Да, в повседневной суете мы не
слышим голос. И приходится, как в аэропорту,
обращаться к людям, владеющим информацией
— нашим духовным руководителям, чтобы
узнать, о чем он сообщает... А это очень важно
узнать. Ведь, если мы не поймем, что говорит
этот голос с Синая, мы не достигнем главной
цели в жизни.
Когда ракета вылетает в космическое
пространство, иногда в ходе полета ее
траекторию корректируют, чтобы она
достигла орбиты...
Может быть, об этом и говорили наши предки
у Синая, обещая, что будут делать то, что
Творец повелел, и слушать, что Он скажет
в дальнейшем. И слушать мы должны
внимательно, чтобы услышать и
воспринять все коррективы, не сбиться с
пути и достичь цели.
|