К тому времени, как со мной это произошло, я проработал в компании два с
половиной года. Дела шли хорошо. Я чувствовал себя на этой работе вполне
комфортно. Прежде всего, потому, что здесь у меня не было проблем с моей
религиозностью. Я пришел на интервью в кипе (на языке идиш — ермолка). И мне
дали должность, на которую я претендовал. Мой шеф был замечательным человеком —
по-настоящему духовным. Он, как и я, искал в этом мире Истину.
Он был доволен результатами моей трудовой деятельности. Кроме того, мы общались
с ним не только в рабочей обстановке. Если подворачивался случай, мы могли
часами говорить о Всевышнем и природе вселенной.
Словом, на трудовом фронте все было спокойно и просто, без «приключений». Я и не
думал о том, что он — уже в возрасте, когда люди уходят на пенсию. Как вдруг
услышал от коллег, что мой начальник собирается оставить работу.
И вот свершилось: босс, человек, который делал мою службу столь приятной,
который уважал мою религиозность, вызвал меня к себе, чтобы сообщить, что уходит
из компании. Внутри у меня все сжалось.
Уход руководителя подразделения, в котором ты работаешь, мог и не таить в себе
ничего плохого. Но в любом случае впереди была лишь неизвестность. Кто станет
новым начальником? Будет ли новый шеф «хорошим парнем»? Не воспримет ли он
негативно факт, что я ношу кипу?.. Случиться могло все, что угодно. Не
исключено, что с появлением нового босса моя судьба изменится коренным образом.
И не в лучшую сторону.
Забегая вперед, скажу, что мои худшие ожидания — оправдались.
Еще до того, как Майкл (не привожу его настоящего имени) появился в офисе, я
узнал, что он — нееврей, что он — женат и у него двое детей.
И еще — что он
весьма неразговорчив.
Не надо было обладать «звериной» интуицией, чтобы эта, столь скудная и ни о чем
еще не свидетельствующая информация, заставила меня ощутить в душе неприятный
холодок.
Так или иначе, при первой же встрече он не вызвал во мне симпатий.
Открыто его негативное отношение ко мне проявилось, когда я сказал ему, что
соблюдаю законы кашрута, поэтому и на работе мне необходима кошерная еда.
Выслушав меня, он сказал, что мое стремление выполнять законы — похвально,
однако «организация обедов для сотрудников офиса» не входит в число
«первоочередных задач», которые ему предстоит решать как главе подразделения.
Затем мне пришлось поговорить с ним о шаббате. Раньше, когда я сказал своему
бывшему шефу о том, что по пятницам должен быть дома хотя бы за пару часов до
захода солнца, он произнес: «Нет никаких проблем. Сделаю все необходимое, чтобы
ты всегда попадал домой вовремя».
Майкл же отреагировал иначе. «Что ж, придется, видимо, пересмотреть политику
компании, — с явным сарказмом парировал он, — чтобы оказать Вам должное
уважение».
— Но Майкл! — не выдержал я. — Мы с Вами не можем торговаться по поводу шаббата.
Не я придумал субботние правила. Их дал нам Творец мира…
В ответ на мою тираду, босс лишь бросил на меня через стол холодный взгляд. И
тут до меня дошло, что Майкл — человек весьма ограниченный и упрямый, человек,
который привык брать все на себя, и, соответственно, ему неприятно, когда его
подчиненные позволяют себе высказывания типа — «мы с Вами не можем торговаться»
(по тому или иному поводу).
Я вышел из его кабинета, осознавая, что мой новый начальник только что преподал
мне урок: «такие люди, как я ему не по нраву».
Вскоре последовали и многочисленные подтверждения тому, что в своей оценке его
характера я не ошибся. После того памятного разговора он постоянно делал все,
чтобы принизить мою роль в деятельности компании. А в разговорах со мной —
старался спровоцировать меня на споры.
Я никогда не умел отстаивать перед начальством свои позиции. Наоборот, скорее
был «моделью исполнительности». Я делал вид, что соглашаюсь с его мнением. Даже
если был абсолютно уверен в том, что его рассуждения просто безумны. Более того,
при любой подвернувшейся возможности я поздравлял его с «изобретением мудрого
приема» в руководстве людьми.
Но ничего не помогало. Только он имел право на оценку чьей-то деятельности,
равно как и на «конструктивную критику».
Когда я добивался успеха в работе, что было очевидно всем сотрудникам по
объективным показателям результатов труда, он как будто бы этого не замечал.
Зато — всегда находил повод для того, чтобы высказать в мой адрес какие-либо
негативные замечания. И, чем больше я старался, чем усердней трудился, тем
худшей оценки заслуживал в его глазах.
Я начал всерьез беспокоиться о своем будущем в компании, отдавая себе отчет в
том, что вполне могу лишиться работы. А тут, как назло, за последний квартал
снизились мои трудовые показатели. Я не на шутку испугался. Очень испугался. И
самое неприятное — я начал замечать, что ситуация, сложившаяся на работе,
негативно сказывается и на моей частной жизни.
В момент, когда я был на грани отчаяния, мне позвонил мой самый близкий друг и
попросил зайти к нему в офис — надо, мол, серьезно поговорить.
— О чем? — спросил я.
— О твоем духовном развитии… — ответил он.
Я не мог сдержать возглас удивления. Обычно люди не говорят друг с другом о
подобных вещах.
Первые полчаса нашей встречи ушли на обсуждение моего шаткого положения в
компании. Внезапно мой собеседник сменил тему и произнес:
— У меня к тебе — всего два вопроса: в какую синагогу ты ходишь молиться и где
учишь Тору?
Я опешил.
— Что ты хочешь этим сказать? Ведь ты прекрасно знаешь, что и на молитвы и на
уроки мы с тобой ходим в одну синагогу…
— Интересно… — резюмировал он. — В будние дни я молюсь в миньяне и не встречаю
тебя. Не могли же мы не видеть друг друга. В назначенные дни прихожу на уроки, и
там тебя тоже нет. Видимся мы в основном на вечерней молитве в субботу, а иногда
— и на утренней. Да и то, ты приходишь, как правило, с большим опозданием. А на
уроках… Уж и не помню, когда я встретил тебя там в последний раз…
Я почувствовал себя неловко. Мой товарищ был абсолютно прав. Когда-то, когда у
нас с женой родились дети, я пропускал молитвы в миньяне и уроки Торы,
оправдывая себя тем, что у меня — маленькие дети, которые плачут по ночам и не
дают спать. Теперь же я допускаю такое, потому что у меня «непонятливый»
начальник, и мне приходится, чтобы освободить пятницу, задерживаться в офисе до
позднего вечера. На молитвы в миньяне, а тем более — на уроки, не остается ни
времени, ни сил.
«Ну, и чего я в результате добился?» — спросил я себя, наконец. И вынужден был
признать: «Ровным счетом — ничего». Положение мое лишь ухудшалось.
В конце нашей встречи друг поведал мне свою историю, суть которой сводилась к
тому, что в какой-то момент он твердо решил не пропускать молитвы в миньяне и
ежедневно выделять время на изучение Торы (в какие-то дни — самостоятельно, в
другие — в группе, на лекциях и уроках). Вскоре выяснилось, что и при его
цейтноте это решение вполне осуществимо. И его профессиональной деятельности это
не только не помешало, но, наоборот, «чудесным образом» позволило добиться еще
больших успехов.
В ту минуту я понял, что «переговоры с Творцом», если можно так выразиться,
содержат в себе реальный, но недоступный нашему пониманию смысл, не имеющий
ничего общего с примитивной торговлей: «я — Тебе, Ты — мне». Нет, тут дело вовсе
не в этом. Просто, чем больше Света ты вносишь в мир, тем больше Света озаряет
твое существование…