Допустим, некто энное количество лет проработал в определенной организации и
достиг в своей специальности достаточно высокого уровня. Он — надежная опора для
своего начальника, который в свое время, когда у этого человека не было ни
стажа, ни, соответственно, опыта, поверил в него и дал ему шанс реализовать
профессиональные способности.
И вот тот самый человек совершил тешуву (вернулся на пути Всевышнего).
И оказался перед дилеммой. Здесь он работает с раннего утра до вечера. На учебу
и регулярное посещение синагоги не хватает ни времени, ни сил. С его
квалификацией и опытом он в принципе может найти достойное, а, возможно, даже
лучшее место в другой фирме, с менее напряженным рабочим графиком. Но теперешний
босс, который так много для него сделал, окажется в затруднительном положении.
Не будет ли увольнение с прежней работы по отношению к нему предательством? И
вообще, как расцениваются это с этической точки зрения?
Многим знакома такая ситуация. И принять решение в данном вопросе, казалось
бы — очень непросто. Однако задачу можно облегчить, если правильно расставить
акценты и составить «шкалу приоритетов».
По «букве» закона каждый работник имеет право уволиться со своей работы,
когда сочтет нужным. Работодатель, со своей стороны, обязан полностью оплатить
ему все часы до момента увольнения.
Работнику, независимо от причин увольнения, разрешается уйти даже в середине
дня. Но до тех пор, пока он не уволился, его обязанность — подчиняться своему
работодателю, то есть — придерживаться установленного рабочего графика и
выполнять все порученные ему производственные задания.
Попытаемся заглянуть в самую суть проблемы.
В Торе читаем: «…Ибо мне служат сыны Израиля, они — мои слуги, которых я
вывел из страны египетской. Я — Всевышний ваш» (книга Ваикра, гл.
25, ст. 55).
Этот фрагмент Торы говорит о том, что основа человеческой свободы — служение
Всевышнему.
Еврейская традиция осуждает рабство в среде еврейского народа. И поскольку
обязанность работать на хозяина неопределенное время (столько, сколько он,
хозяин хочет держать работника) в каком-то смысле — рабство, еврейский закон
предоставляет работнику право уволиться, когда он (работник) сочтет нужным.
Из этого правила есть несколько исключений, которые еврейская традиция
относит к «потерям». В это категорию входят все случаи, предполагающие, что
согласие работника выполнять те или иные производственные задания создает
ситуацию, когда его увольнение принесет работодателю реальные убытки.
Талмуд (трактат Бава Мециа, лист 6) приводит примеры, наглядно
иллюстрирующие суть этого правила.
Если человек, работающий в прачечной, — говорится в Талмуде, — с самого
начала не согласился постирать одежду, материально работодатель от этого не
пострадает. Он, допустим, может отложить стирку — пока не наймет для
осуществления таких работ другого человека.
Если же работник приступил к работе, замочил одежду в корыте с раствором
каустической соды (так стирали во времена Талмуда), а затем, объявив о своем
желании уволиться, ушел, оставив одежду в корыте, где она придет в негодность,
он тем самым нанес работодателю материальный ущерб.
Еще один аналогичный пример — с музыкантами.
Если некто пригласил ансамбль музыкантов, чтобы они играли на свадьбе, а
музыканты отказались от его предложения, устроитель свадьбы ничего не потерял.
Потому у него есть возможность найти другую группу музыкантов.
Но если музыканты вначале согласились, а перед самой свадьбой — отказались,
устроителю свадьбы, даже если он в последнюю минуту найдет других музыкантов,
придется, скорее всего, заплатить за музыку более высокую цену. В данном случае
«заказчик», несомненно, тоже теряет в деньгах.
То, что такого рода взаимоотношения нанимателя с работником регулируются
законом, вовсе не означает, что честность и сознательность работника, не
оставляющего своего хозяина в трудном положении — не ценится.
До нашего времени дошла поучительная история из жизни великого Учителя рабби
Элиэзера бен Горкеноса. Когда ему было двадцать два года, он работал у своего
богатого отца и не изучал Тору. Однажды он сообщил отцу, что собирается учиться
у раби Йоханана бен Закая (один из крупнейших Учителей Мишны в первом поколении,
1-й век).
— Прежде ты должен вспахать полную борозду (поле было очень большое), —
сказал ему отец, — а потом поступай, как знаешь.
Рабби Элиэзер бен Горкенос встал очень рано утром и вспахал, как просил отец,
полную борозду. Его современники свидетельствовали, что в тот день, чтобы успеть
поскорее выполнить задание отца, он даже ничего не ел. И только потом, оправдав
возлагаемые на него надежды, пешком отправился в Иерусалим и начал учиться у
раввина Йоханана бен Закая (трактат Авот де рабби Натан, глава 6).
Рабби Элиэзер бен Горкенос был вполне взрослым человеком и мог уйти из
отцовского дома, когда хотел. Однако прежде, чем уйти, он закончил порученную
ему работу. И это — проявление честности и порядочности. Он не ушел внезапно, но
с другой стороны, и не остался в доме отца на долгое время.