Еврейская традиция рекомендует еще до женитьбы позаботиться о достойном
доходе и, вступая в брак, иметь возможность обеспечить семью.
Рассудительность требует, — пишет Рамбам (великий Учитель, комментатор
Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора;
Испания – Египет, 12 век), — чтобы человек прежде приобрел ремесло, которое
будет поддерживать его материально, затем приобрел жилье, и только потом —
женился (Мишнэ Тора, гл. 5, п.11).
Однако это наставление следует рассматривать в определенном контексте. В
контексте трех основных принципов, которыми вооружает нас в этом вопросе
еврейская традиция.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что забота о том, чтобы еще до женитьбы
иметь средства, достаточные для обеспечения существования семьи, когда она
появится — рекомендация, а не мицва (заповедь).
Анализируя проблему, Рамбам не говорит о том, что человек должен отложить
женитьбу до получения профессии. Он пишет лишь, что человек до женитьбы должен
позаботиться о наличии твердого дохода, который обеспечил бы материальное
существование семьи.
В другом месте (Мишнэ Тора, гл. 15, п.2) Рамбам пишет, что
человек должен стремиться обзавестись семьей в достаточно раннем возрасте — к 20
годам. Тут следует заметить, что в наше время период детства и отрочества
удлинились. Поэтому многие люди в 20 лет эмоционально еще не готовы взять на
себя ответственность за семью.
Рамбам пишет, что человек может отложить женитьбу, используя «отсрочку» для
углубленного изучения Торы. Но о том, что причиной для позднего вступления в
брак может быть бедность, он нигде даже не упоминает.
В связи с этим, возникает вопрос: какое обеспечение предполагает понятие «достойный»
доход?
Это — средства, которые в наши дни считаются достаточными для того, чтобы
молодая семья имела «материальную независимость». Муж, согласно еврейской
традиции, обязан обеспечивать свою жену. Но эта обязанность должна
соответствовать его возможностям. Небольшая квартирка, незначительные средства,
которых хватает на питание и необходимые расходы — вот тот «минимум», который
достаточен для того, чтобы создавать семью. Супружеская пара, живущая в гармонии,
пусть даже в стесненных обстоятельствах, гораздо счастливее одиноких людей,
утопающих в роскоши.
Еврейская традиция объясняет, что брак обладает особой способностью приносить
материальное благополучие. Если супруги достигают духовного единства (оно, с
позиций еврейского мировоззрения, несоизмеримо важнее материальных благ) и живут
по законам Торы, в их доме пребывает Шехина (подробнее об этом — см. на
сайте
обзор недельной главы Тазриа, третий годовой цикл
обсуждения). А это в данном контексте означает, все усилия, которые прикладывает
человек, стараясь заработать деньги, чтобы обеспечить семье нормальное
существование, осенены благословением Творца.
Тора неоднократно повторяет, что наше материальное благополучие всегда
приходит от Всевышнего. Мы не «производим» результат, мы можем настойчиво
трудиться, чтобы создать некое «вместилище», которое наполняется благословением
Творца. Так, рыбак не производит рыбу, но без сети не может ее поймать.
В Торе читаем: «И скажешь ты в сердце своем: сила моя и крепость руки моей
доставили мне богатство это. И помни Всевышнего твоего, ибо Он дает телу
возможность приобретать богатство...» (Дварим, гл. 8, ст. 17-18).
Несомненно, еще до женитьбы человек должен приложить усилия, чтобы достичь
успеха в делах. Но следует помнить, что его старания станут более эффективными,
когда он обзаведется семьей.
В первой книге Торы находим такие слова: «И оказал Он (Всевышний) Аврааму
милость ради нее (ради его жены Сары)...» (Берешит, гл. 12, ст.
16).
Анализируя проблемы брака и семьи, Талмуд рассказывает историю, главный
персонаж которой, Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век)
говорит жителям Махозы: «Уважайте жен своих и станете богатыми» (трактат
Бава Мециа, лист 59).
Этим Талмуд подчеркивает, что благословение Творца приходит в дом через жену.
А теперь подведем некий итог всему, что здесь было сказано.
Конечно же, одинокий молодой человек поступит правильно, если заранее
позаботится о том, чтобы обеспечить своей будущей семье достойное существование
(не забывая при этом выделять время на изучение Торы). Иногда действительно
может возникнуть необходимость отложить женитьбу на короткий срок — чтобы
подготовить некую «базу» для вступления в брак. Однако «материальную
независимость» нельзя считать главным условием обзаведения семьей.
Если человек эмоционально готов взять на себя ответственность за семью (обычно
это бывает, когда молодому человеку — за двадцать) и имеет материальную основу,
чтобы обеспечить необходимые (пусть самые минимальные) условия ее существования,
он может начать поиск партнера по браку. Важно правильно поставить перед собой
цель. А она, главным образом, заключается в том, чтобы найти человека, с которым
можно обрести духовное единство, истинную любовь и взаимопонимание (см. на сайте
статью Дова Геллера
«Десять способов неудачно жениться», раздел «Этика»; см. также на сайте
посвященные браку статьи из раздела
«Психология»).
Такой подход к созданию семьи приведет человека к выполнению его миссии,
определенной ему Творцом. А, в конечном счете, принесет и материальное
благополучие...