Если бы тогда
Как поступить, если кто-то в твоем окружении совершил неблаговидный поступок?
Надо ли отдалиться от такого человека или, наоборот — приблизиться и оказать на
него положительное влияние?..
ОТЛУЧЕНИЕ
д-р Ашер Меир
Однажды я получил письмо от человека, который сообщал, что его родственник
опубликовал в Интернете неприличные персональные данные. В семье узнали об этом
и заставили этого родственника убрать такую информацию. «Но я решил все равно
отдалиться от него, — рассказывал автор письма. — Чтобы дать ему понять,
насколько сильно шокировало меня его поведение».
Возникает вопрос: правильно ли поступил человек, принявший решение наказать так
своего родственника?
В еврейской традиции действительно существует мера наказания, называемая
«отлучением» (на иврите — нидуй). Издавна отлучение человека от привычных
социальных контактов считалось эффективным способом воздействия. Настолько
эффективным, что в течение сотен лет оно было самым серьезным наказанием в
еврейском суде (бейт дин). Еврейские суды редко приговаривали к тюремному
заключению или телесным наказаниям. Угрозы отлучения, предписывающего членам
общины изолировать осужденного, было достаточно для того, чтобы поддерживать в
общине порядок и согласие.
Тем не менее, прекрасно понимая силу нидуя, еврейские общины старались не
использовать эту меру наказания слишком часто — чтобы она не утратила своей
эффективности и не превратилась из созидательной санкции в разрушительную.
Отлучением наказывали за четко сформулированные нарушения закона. Причем, во
избежание злоупотреблений, наказание это налагалось на ограниченный срок (обычно
— на неделю). Если осужденный прекращал противоправные действия, нидуй отменялся
или, по крайней мере — не возобновлялся.
Если человек совершал правонарушение, но впоследствии воздерживался от подобных
действий или исправлял положение (как в примере, описанном в полученном мной
письме), нидуй не использовался.
В случаях, когда нарушение закона имело место, и дело доходило до суда, судьи
детально и всесторонне рассматривали происшествие. С тем, чтобы убедиться, что
отлучение не окажет на подсудимого негативного воздействия.
Один из самых известных комментаторов Шульхан Аруха рав Давид а-Леви (Польша,
начало 17-го века) подчеркивал, что, прежде чем наложить нидуй, судья должен
обратить внимание на два момента:
Во-первых — понять, не приведет ли отлучение к полному и окончательному
отдалению правонарушителя от еврейской общины. Вместо того, чтобы раскаяться в
своем недостойном поведении и попытаться вернуться в лоно общины, он может
решить, что, поскольку он одной ногой уже шагнул за порог, возвращаться назад не
имеет смысла.
Во-вторых — помнить, что последствия нидуя сказываются не только на родителях,
но и на детях. Ребенок с большим трудом переносит изоляцию от привычного для
него общества. И это может негативно повлиять на его развитие и воспитание.
Более того, со временем он узнает, за какой именно проступок его мать или отец
подвергался такому наказанию, что вряд ли будет способствовать нормальному
формированию его личности и ценностей.
Конечно же, решение отказаться от контактов с «провинившимся» родственником —
личное дело каждого и не имеет той силы, которая характерна для официального
наказания. Тем не менее, не следует забывать и о том, что в межличностном
«отлучении» действуют те же принципы, что и в официальных случаях.
Кроме того, мне трудно представить себе, каким образом нежелание общаться с
человеком, совершившим неблаговидный поступок, может убедить его в том, что он
допустил ошибку в свом поведении. Напротив, разговор «по душам», думается —
гораздо более эффективное средство воздействия.
Следует учесть, что любые перемены в отношениях между людьми способны породить
разнообразные слухи, что, в свою очередь, может подорвать авторитет человека, с
которым перестали контактировать, в общине и в семье. В подобных ситуациях
обязательно надо подумать и о том, как отреагируют на нежелание общаться с
человеком его дети…
Если человек оступился, а потом исправил положение, лучше всего о его ошибке
поскорее забыть.
Всевышний создал нас с множеством необъяснимых желаний и страстей; Он также дал
нам Тору — средство, помогающее преодолевать негативные побуждения. Когда вы
видите, что кто-то оказался в их власти, нужно не отстраняться от этого
человека, но, наоборот — приблизить его, чтобы оказать на него положительное,
облагораживающее влияние…
Всемирное еврейское обозрение
Перевод с английского
Д-р Ашер Меир,
раввин, один из руководителей Центра деловой этики
при Иерусалимском технологическом колледже
Преподавал в Гарварде, имеет степень доктора в области экономики
Автор многих статей о современном бизнесе, еврейском праве, экономике
|