«Где был в то время Творец?! — воскликнул Папа Римский Бенедикт XVI, посетив
Освенцим. — «Почему Он хранил молчание? Как мог допустить эти бесконечные
убийства, этот триумф зла?!».
Тот же вопрос задают все, попадая в Освенцим (Аушвиц) — огромный лагерь
смерти, где от голода, пыток и безжалостных расправ погибло около полутора
миллиона ни в чем не повинных людей (большинство из них были евреями).
«В таком месте любые слова теряют какой бы то ни было смысл, — сказал
Бенедикт XVI. — Остается лишь потрясение и молчаливое обращение к Небесам,
идущее из глубин человеческих сердец. Почему, почему Ты, Всевышний, ничего не
сделал, чтобы защитить несчастных».
Рассказ о реакции Папы Римского на Освенцим мгновенно облетел мир. В своих
репортажах журналисты не забыли подчеркнуть важную деталь: человек, который
сокрушался по поводу погибших в Освенциме жертв, по его собственному определению
— «сын немецкого народа». Ни от кого не ускользнуло историческое значение того,
что взошедший на папский престол немец совершил паломничество в польский
концентрационный лагерь, где нацисты пролили больше еврейской крови, чем
кто-либо другой в истории человечества, и воззвал к Небесам, моля Всевышнего
дать объяснения.
Несмотря на это, некоторые аналитики обвинили Бенедикта XVI в уклонении от
обсуждения проблемы антисемитизма. Национальный директор Антидиффамационной Лиги
заявил, что Папа «не сказал ни одного слова об антисемитизме, воздержался от
непосредственного признания факта, что евреев уничтожали лишь за то, что они —
евреи». «Нэшнл Кэтолик Реджистер» также сообщил, что Бенедикт XVI «отказался
прокомментировать существование современного антисемитизма».
На самом же деле Папа Римский не только признал существование антисемитизма,
но и дал объяснение тем патологическим тенденциями, которые стали причиной этой
«мании». По его словам, антисемитами движет ненависть по отношению не к евреям,
а к этике, которую они подарили человечеству, этике, в центре которой — Творец.
Папа Римский на свой лад разъяснил действия Гитлера и его сторонников.
«Последовательно истребляя еврейский народ, — сказал он, — эти убийцы, на
подсознательном уровне, взбунтовались против Всевышнего, который выбрал Авраама,
говорил с людьми на горе Синай и дал им нравственные законы и нормы, и этим
нормам суждено было стать негасимым светочем для всего человечества. Если само
существование еврейского народа — свидетельство присутствия Творца в этом мире,
Всевышнего, приблизившего к Себе народ, такой Творец должен был окончательно
исчезнуть — чтобы Его власть перешла в руки людей, возомнивших, что, применив
силу, они смогут стать хозяевами мира».
По словам Бенедикта XVI, нацисты были яростными врагами христианства и
ставили перед собой цель — искоренение христианской морали посредством
уничтожения ее еврейских корней. Они полагали, что могут заменить христианство
«изобретенной ими религией, основанной на вере во всемогущество человека, в
руках которого сосредоточена сила». Гитлер понимал, что сможет заполучить власть
во всей ее полноте только в том случае, если истребит еврейские моральные
ценности. В воображаемом Гитлером Рейхе не было места Творцу и установленному Им
моральному Кодексу. Истинный гражданин Рейха, по представлениям Гитлера —
человек «новой формации», не обремененный угрызениями совести и другими
подобными «сантиментами». Это — древнейшее из всех искушений, а Освенцим — один
из ярчайших примеров последствий бунта против Творца.
«Где был в то время Творец?! – воскликнул Папа Римский. — Как мог
справедливый, любящий людей Всевышний допустить убийство в Освенциме сотен тысяч
невинных жертв?»..
Но ведь этот вопрос правомерен не только в Освенциме. Где, в конце концов,
был Творец, когда тысячи людей погибали в ГУЛАГе? Где был Творец, когда красные
хмеры уничтожили 1,7 миллиона камбоджийцев? Где был Творец во время армянского
геноцида? Где был Творец во время кровавых событий в Руанде?..
Где вообще «скрывается» Творец всякий раз, когда невинная жертва подвергается
насилию??
На этот вопрос Папа Римский не дал прямого ответа. Но ответ этот есть и лежит
на поверхности. Если бы Всевышний постоянно вмешивался в наш мир, чтобы пресечь
насилие и жестокость, Он тем самым лишил бы нас свободы выбора. А без нее жизнь
не имела бы смысла. Всевышний дал нам возможность выбирать между добром и злом.
Один человек заботится о ближнем, другой — причиняет ближнему боль. В
оккупированной нацистами Европе многие помогали загонять евреев в газовые
камеры. Но были и такие, кто, рискуя жизнью, прятал их от агентов гестапо.
Творец, говоря с людьми на Синае, обращался не к ангелам и не к роботам,
которые по определению не могут пойти против Его Воли. Он обращался к реальным
людям, способным сделать реальный выбор и впоследствии пожинать реальные плоды
своего выбора.
В том, что произошло в Освенциме, нет вины Всевышнего. Не Он построил этот
лагерь. Для того, чтобы предотвратить совершенные в нем преступления, Ему
пришлось бы превратить нацистских офицеров, надсмотрщиков и палачей, обладающих
свободой воли — в покорных Его Воле роботов.
Не Всевышний потерпел поражение во время Холокоста, в ГУЛАГе, Боснии или
11-го сентября 2001 года в США. Это поражение потерпели люди.
Творца не обвинишь в том, что одни люди совершают варварские преступления
против других.
Освенцим был построен и стал «фабрикой смерти» не потому, что в тот момент
Всевышний хранил молчание. Он, Творец мира, дал нам Свои заповеди, а среди них —
«Не убивай» и «Люби ближнего своего как самого себя».
Освенцим — это результат нежелания людей слушать и слышать. Инициатор бед на
Земле — сам человек...