Был в моей практике такой случай. Ко мне за советом обратился человек,
которому поручили перевести финансовые документы, но он заподозрил, что они —
поддельные. «Как быть? — спросил он. — Должен ли я выполнить эту работу?».
Что ему ответить?
В решении подобной проблемы сталкиваются два моральных принципа еврейской
традиции. С одной стороны, Тора призывает нас к взаимной ответственности, с
другой — требует, чтобы мы не судили друг друга строго. Мы не имеем права
нарушать закон. Но и торопиться с выводом, что человек, с которым мы имеем дело,
втягивает нас в правонарушение, нам не следует.
Тора предупреждает: «…не ставь преграду перед слепым» (Ваикра, гл. 19, ст. 14).
Фраза эта очень емкая, — разъясняют Учителя. — И означает она, в частности, что
нам запрещено становиться пособниками в дурных деяниях, помогая «споткнуться»
тому, кто и без нас, попав во власть, скажем, корыстолюбия, готов совершить
ошибку.
Нельзя не только способствовать нарушению закона, — уточняет Мишна, — но и
подстрекать к этому другого человека, как сказано: «Нельзя укреплять руки
преступника» (Мишна, трактат Шевиит, гл. 5).
Далее в той же книге Торы написано: «Увещевай ближнего твоего, и не понесешь за
него греха» (Ваикра, гл. 19, ст. 17). И это означает, что каждый из нас должен
по возможности противостоять реализации преступных действий.
Применительно к рассматриваемой нами ситуации, человеку, которого попросили
сделать перевод поддельных финансовых документов, следует предупредить
заказчика, что использование такой документации — серьезное правонарушение, и
оно может иметь для него тяжелые последствия.
Однако вспомним, что говорится о Торе в книге Танаха Мишлей (Притчи царя Шломо;
в русских переводах нередко — Соломона): «Пути ее — пути приятные, и все стези
ее — мирные» (Мишлей, гл. 3, ст. 17).
То есть Тора не стремится к тому, чтобы народ Израиля создал такое общество, в
котором каждый вмешивается в дела соседа, пристально следит за всеми его
поступками и без устали «выводит его на чистую воду».
Тора наставляет: «По справедливости суди ближнего твоего» (Ваикра, гл. 19, ст.
15).
В данном случае имеется в виду, — сообщает Талмуд (трактат Шавуот, лист 30), —
что при рассмотрении любого дела следует применять, прежде всего, принцип
презумпции невиновности.
Иными словами, оценивая тот или иной поступок ближнего, мы в первую очередь
должны постараться дать ему положительное объяснение. Если, к примеру, человек
покупает рабочую скотину (скажем, быка) в год шемиты (седьмой год, год, когда
земля должна отдыхать и обрабатывать ее нельзя), нам следует придерживаться
мнения, что он собирается забить ее и съесть. Даже если нам известно, что
тягловый скот редко используется в данных целях.
Из этого проистекает, что для того, чтобы составить окончательное суждение о
документах, надо доподлинно убедиться, что они — «фальшивые». И если это
действительно так, трудно представить, что человек, который их составлял,
руководствовался какими-либо «благими» намерениями. Подделке документов
чрезвычайно трудно найти благопристойное объяснение и оправдание. В любом
случае, заказчик, по меньшей мере, обязан объяснить переводчику, что вынудило
его решиться на правонарушение, на обман.
Разумеется, «юридическую» ответственность за любое использование этих документов
несет только заказчик, но — не переводчик. Тем не менее, и переводчик должен
быть настороже — дабы не нарушить повеления Торы.
В Торе читаем: «Не держи в суме своей двух разных гирь, побольше и поменьше. Не
держи в доме двух разных мерных сосудов, больше и меньше. Гиря у тебя должна
быть правильного, точного веса, а мерный сосуд — правильного, точного размера,
чтобы продлились дни твои на земле, которую дает тебе Всевышний твой» (Дварим,
гл. 25, ст. 13-15).
Тора запрещает не только обвешивать покупателей, но — даже хранить у себя
фальшивые гири и мерные сосуды. Ибо использовать их можно лишь в неправедных
целях.
Итак, подведем сказанному некий итог.
Заподозрив в предложенной работе что-либо «необычное», не стоит спешить с
выводом о том, что «странный» заказ обязательно связан с правонарушением.
Однако, если вы убедитесь в этом и будете абсолютно уверены, что, выполнив
поручение заказчика, поможете ему обойти закон, от участия в реализации его
планов надо отказаться.