Каждый еврей
должен делать для гера все, что в его силах,
оказывая ему поддержку и помощь. Это
заповедал нам сам Творец мира…
ГЕРЫ И НАШИ ЗАБРОШЕННЫЕ
ОБЯЗАННОСТИ
Рав
Яаков Абрамович
Заповеди,
предписывающие нам любить геров (тех,
кто присоединился к еврейскому народу,
пройдя и завершив процесс гиюра),
записаны в Торе во многих местах. В Талмуде (трактат
Бава Мециа, лист 59) сказано, что в
Торе насчитывается 36 таких заповедей.
Открывая в этом вопросе иную грань Истины,
некоторые Учителя отмечают, что их — 46.
И не случайно Всевышний говорит о герах
— особо. Для этого существует серьезная
причина. Ведь геры относятся к слабым
слоям еврейского общества. Так же, как —
вдовы и сироты, о которых, по указанию Торы,
мы должны не только заботиться, но и
проявлять по отношению к ним еще большую
человечность — не угнетать, не оскорблять и
не обманывать их.
Так же, как у вдовы — нет мужа, а у сироты —
отца, так и у гера нет за спиной
еврейской семьи, которая поддержала бы и
защитила его. То есть — нет привилегии,
которую евреи, как правило, воспринимают,
как нечто само собой разумеющееся. Поэтому
Творец и относится к геру, как к сироте и
вдове. И то, что сам Всевышний берет под свою
защиту геров, мы обязаны принимать со
всей серьезностью. Тем не менее, к большому
нашему сожалению, многие геры не
чувствуют на себе ни нашей любви, ни участия.
После публикации одной моей статьи,
посвященной герам, я получил такое
письмо: «Вы хорошо пишете о нас. Но что вы
сделали, чтобы реально помочь герам? Я —
гиёрет, однако меня очень редко приглашают
в еврейские семьи, и я не могу почувствовать
себя частью еврейского народа. Я срочно
нуждаюсь в помощи, чтобы жить как еврейка,
но такую помощь не получаю. Геры не имеют
своего лобби, у них нет ни денег, ни влияния.
Барух а-Шем (Слава Всевышнему), есть
некоторые люди действительно добрые и
заботливые. Но в еврейской общине я, как
правило, чувствую себя непрошенной гостьей…».
Хотелось бы сказать, что ее пример —
единичный случай. Но, к сожалению, знаю, что
это — неправда. Знаю, что очень многие геры
чувствуют себя так же, как та женщина,
которая написала мне письмо.
Представьте: человек оставил традиции, в
которых вырос, из-за своих убеждений и ради
того, чтобы присоединиться к еврейскому
народу, не самому популярному в мире —
пережил, как это нередко бывает, неприятные
трения с членами семьи и друзьями. Так,
неужели эти люди не заслужили, чтобы мы
евреи, с искренним радушием встретили их?
Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия,
12-13 вв.) не раз подчеркивали, что каждый
еврей должен стараться делать для гера
все, что возможно, оказывая ему поддержку и
помощь. И духовную и материальную. И — взять
себе за правило не огорчать гера.
Тора дает нам указание — относиться к герам
с большим уважением. Помня об их заслугах,
их вкладе в еврейскую историю.
Гером был Итро, свекор Моше. Так же, как и
жена Моше, дочь Итро Ципора.
Рахав, которая помогла спасти евреев-разведчиков
во времена Иегошуа бин-Нуна, тоже была гиёрет,
а впоследствии —
стала
прародительницей восьми еврейских
пророков, включая пророка Иермиягу.
Гером был пророк Овадия. Он написал
книгу пророчеств, которая вошла в Танах, и
мы изучаем ее и поныне.
И, конечно же — Рут, которая ради Истины,
богатству, беззаботности отчего дома (она
была дочерью царя Моава) предпочла бедность
и немалые трудности, ожидавшие ее после
того, как она присоединилась к еврейскому
народу. Именно от ее потомков через
несколько поколений родился царь Давид,
заложивший основы строительства Первого
Иерусалимского Храма, автор Теилим (Псалмы
царя Давида).
Тем, кто смотрит на геров и на их детей
«сверху вниз», следует помнить, что Машиах,
который освободит еврейский народ в конце
материалистической истории человечества,
будет из рода Давида, родоначальницей
которого была Рут.
Одно из объяснений, которые дает Тора,
повелевая любить геров, состоит в том,
что мы сами были пришельцами в Египте. И не
просто пришельцами, но — рабами, угнетенным,
бесправным народом, пережившим унижения в
чужой стране. Поэтому у нас должно быть
сочувствие к тем, кто пришел к нам с
открытым сердцем. Должен быть «генетически»
выработанный рефлекс, реализующийся на
практике — в стремлении оберегать геров
от ситуаций, в которых они могут испытывать
тяжкое чувство горечи, испытанное некогда
нами.
Чтобы изменить отношение к герам,
каждому из нас, прежде всего, следует
осознать, что, отмахиваясь от существующей
ныне проблемы, перекладывая ее на плечи
ближнего — мы ставим в трудное положение не
только геров, но, в первую очередь —
себя. Потому что, лишая внимания тех, кто
нуждается в нашей поддержке, мы нарушаем 36 (или
46) заповедей Торы.
И еще напомню мудрое высказывание наших
Учителей: «Не делай другому то, что не
хочешь, чтобы сделали тебе». Его можно
прочесть и так: «Относись к другому так, как
тебе хотелось бы, чтобы другие относились к
тебе». В данном контексте это, в частности,
означает, что от каждого из нас требуется, в
сущности, небольшое усилие, чтобы внести
свой вклад в решение проблемы общения с герами.
материал Объединения религиозных
евреев США «Ортодокс Юнион»
Перевод с английского
Рав Яаков Абрамович,
преподаватель Торы, редактор
периодических изданий и автор нескольких
книг
А теперь —
несколько откликов на эту статью:
1. Одно дело — быть заброшенными, и
совершенно другое — когда тебе постоянно
напоминают, что ты гер. В конце концов, геры
после погружения в микву хотят быть такими
же, как остальные евреи. Они совсем не
заинтересованы в том, чтобы люди при
встрече начинали рассказывать им истории о
других герах или предлагали шидух (сватовство)
таким образом: «Для тебя есть прекрасная гиёрет!».
2. Возможно, Итро и пользовался большим
уважением, но в большинстве своем мы, геры,
когда речь заходит о вступлении в брак —
остаемся в стороне. Я завершила процесс гиюра
пять лет назад. В прошлом году я впервые
узнала о том, что некоторые евреи убеждены,
что они — особенные, этакие «супермены» по
сравнению с другими евреями. Но если ваш
прапрадедушка был выдающимся раввином, это
вовсе не означает, что и вы будете
выдающимся раввином. Возможно, ваш
прапрадедушка тяжело работал и имел семью,
которая поддерживала его материально. И,
что самое важное — для такого рода
деятельности ваш прапрадедушка имел
внутренний интеллект. И такие качества
совсем необязательно передаются
генетически. Ленивый или интеллектуально
неспособный человек вряд ли сможет стать
выдающимся раввином, или даже
посредственным раввином.
Евреи, при шидухе, заботящиеся о своем
«имидже», даже не знакомятся с герами.
Они забывают, что у всех нас — общие «родители»:
праотец Авраам и праматерь Сара. Эти люди
забывают, что мы должны были «выжить» в
самом секулярном обществе в мире, а теперь
мы пытаемся выжить в еврейском обществе.
Поэтому мы, по крайней мере, пережили вдвое
больше испытаний, чем они.
Воспитание имеет такое же сильное влияние
на человека, как и врожденные качества.
Проблема в том, что слово «думать» далеко не
всегда можно применить к религиозным
евреям, выросшим в еврейских религиозных
семьях. Очень многие просто следуют
рекомендациям раввина, не анализируя, что
им говорят.
Многие из нас совершили гиюр потому,
что именно еврейское мировоззрение учит
людей думать, искать себя среди
бессмысленности нашего прежнего
существования. Спасибо Всевышнему, что есть
такие цадиким (праведники), которые
видят в нас своих братьев-евреев, со всеми
достоинствами и недостатками. Мне
посчастливилось встретить таких людей. Но
все они либо были женаты, либо пытались
найти спутника жизни в своем кругу.
Холостым и незамужним цадиким время от
времени попадаются невежды. Нам же, как
правило, достаются женихи либо весьма
преклонного возраста, либо — с IQ ниже 70.
Конечно же, и эти люди заслуживают любви и
участия. Просто, евреи смотрят на геров,
как будто бы в нас есть какой-то «дефект».
Только потому, что мы не рождены евреями.
Такой подход — не самый лучший, если ты
хочешь найти настоящую любовь.
Я решила остаться одинокой. Стараюсь
создать круг друзей, которые могли бы
заменить мне семью. Мы молимся, чтобы у
религиозных евреев проснулся здравый смысл,
чтобы они поняли, что и мы можем строить по-настоящему
еврейскую семью — по законам Всевышнего.
3. Уважаемый рав, большое спасибо за
Вашу статью. Я гер и испытал на себе то, о чем
Вы пишете. Некоторые религиозные евреи
сильно обидели меня, и это разбило мне
сердце и принесло нестерпимые страдания.
Мне нравится быть евреем, и я люблю
Всевышнего. И я не собираюсь сдаваться. Но,
чтобы помочь нам, раввинам следует больше
говорить об этой проблеме — так, как Вы это
сделали в своей статье.
4. Большое спасибо Вам за это напоминание.
Мы будем больше стараться для исполнения
этой мицвы (заповеди).
5. Я думаю, было бы хорошо, если бы
еврейские религиозные организации
устраивали в городе мероприятия. Скажем,
члены общины взяли бы на себя обязанность
раз в месяц по очереди организовывать какое-то
мероприятие. Это может быть общинная
шаббатняя трапеза или загородная прогулка,
пикник, обед у кого-то дома, концерт,
организованный участниками общины или
совместное изучение Торы.
На таких мероприятиях можно было бы
представить геров общине и вовлечь их в
ее жизнь. Конечно, не каждый гер
согласится на повышенное внимание такого
рода, и не каждая община откликнется и
начнет проводить такие мероприятия. Да, и не
у каждого ее члена хватит умения и
благородства провести такое мероприятие
хорошо. Но что важно — герам окажут
теплый прием в общине, а наши дети получат
еще одну возможность проявить себя
хорошими евреями и добрыми людьми.
Перевод с английского
|