Главный довод наших «доморощенных аналитиков» таков: «Принимая политические
решения, лидеры религиозных партий руководствуются лишь финансовыми
соображениями. Их интересует одно — от кого можно получить больше денег на
поддержку религиозной образовательной системы».
При нормальном положении вещей, финансирование системы религиозного
образования следовало бы включить в общий бюджет, и тогда отпала бы
необходимость в спорах по этому поводу.
Два года назад религиозные партии, несмотря на настойчивые уговоры,
отказались присоединиться к коалиции, потому что тогда прочное место в ней
заняла антирелигиозная партия Шинуй, которая последовательно проявляла
фанатичную ненависть ко всему, что связано с еврейской традицией. Аналогичная
ситуация сложилась и за несколько лет до этого — религиозные партии
принципиально не вошли в коалицию, потому что Министерство образования попало в
руки партии Мерец, которая ставила перед собой цель «переориентировать» систему
государственных нерелигиозных школ, полностью исключив преподавание религиозных
дисциплин.
Многие в религиозном лагере вообще выступают против участия своих партий в
политической борьбе. «Лучше сосредоточить усилия на занятиях Торой, — говорят
они. — Не стоит пятнать себя политическими дрязгами».
В самом деле. С времен образования государства Израиль некоторые лидеры
религиозного движения заняли позицию откровенного игнорирования сфер
политической деятельности и не стремились войти в состав кабинета министров. Все
годы, когда религиозные партии оказывались вне правительства, мы были
свидетелями того, что нерелигиозные партии относились к ним с явным
недоброжелательством. Те, кто заинтересован в том, чтобы религиозные оставались
вне политики, делают все, чтобы дискредитировать религиозные круги.
В районах, где в основном живут религиозные люди, очень мало «вилл и вольво»
(в недавнем прошлом — символы материального благополучия израильтянина). Если бы
все эти годы они «гребли деньги лопатой», как полагают противники «религиозного
засилья» в Израиле, их жизненный уровень, думается, был бы гораздо выше.
В реальности, согласно статистическим данным, религиозная часть населения (в
расчете на каждого члена семьи) получает гораздо меньше денег, чем люди так
называемого «светского» сектора.
Представители нерелигиозных партий во всеуслышанье возмущаются тем, что
религиозные, якобы, получают от государства больше денег, чем им положено при
справедливом распределении средств. Но ведь это легко проверить. Достаточно
ознакомиться с израильским законодательством, согласно которому на каждого
ребенка выплачивается определенная, установленная сумма, независимо от того, в
какой семье (религиозной или нерелигиозной) он родился и воспитывается. Полное
равноправие, не так ли?
Политики отлично знают, что религиозные имеют меньшие средства, чем требует
справедливое распределение, и, тем не менее, продолжают выискивать возможности,
чтобы урезать ассигнования этому сектору.
Так что «миф об особой любви религиозных к деньгам» возник и распространяется
в «светской» среде вовсе не потому, что нерелигиозные круги ратуют за «равноправие».
Причина в другом: в презрительном отношении нерелигиозной части израильского
общества к собственной традиции, которое проецируется и на тех, кто чтит
еврейские законы.
Посмотрим правде в глаза: даже со столь незначительными ассигнованиями,
которые получает религиозный сектор на развитие системы образование, ему в этой
области удалось добиться значительных успехов. Результаты проверок демонстрируют,
что академические показатели учащихся религиозных школ и иешив выше
академических показателей учеников, посещающих нерелигиозные школы. Что касается
поведения, то тут и сравнивать трудно. В религиозных школах нет ни поножовщины,
ни наркотиков.
Религиозные охотно поделятся своим опытом и достижениями. Они готовы открыть
школы, которые, как предполагается, будут называться — «торани». Для тех
детей, которые растут в нерелигиозных семьях, но хотят получить знания по
еврейской традиции. И это вполне реально — многие родители, далекие от традиции,
и сегодня отправляют своих детей в религиозные школы. И детям нравится в них
учиться.
Один из самых распространенных упреков в адрес религиозных партий — упрек в «непоследовательности
и не принципиальности». До выхода партии Мафдаль из правительственной коалиции в
конце прошлого (2004) года он обрел небывалую остроту. Вопрос ставился так: как
они (то есть — религиозные) могут заседать в правительстве, которое поставило
перед собой цель во что бы то ни стало реализовать программу «одностороннего
размежевания»?
Действительно, когда премьер-министр Ариэль Шарон выдвинул план размежевания,
религиозные правые партии Мафдаль и Национальное Единство должны были выйти из
состава правительства. Но они сделали это лишь в момент, когда планы Шарона
стали набирать силу. До того они все еще надеялись остановить ход событий. И кто
вправе ставить им в вину стремление сохранить за своими партиями министерские
посты?..
Спросим себя: вправе ли вообще кто-то из нас подвергать критике решения,
которые принимаются религиозными партиями и движениями?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам следует отметить факт, что еврейская
религиозная среда проявляет уверенность в своих лидерах. Да, у каждого ее
представителя есть свое твердое мнение. Но в периоды, когда необходимо найти
решение принципиальных проблем, религиозные люди полагаются на мнение мудрецов
поколения, на своих Учителей. То есть — лидеров. И это не перечеркивает дух
демократии в религиозной среде. Просто люди, живущие по заповедям Торы, знают,
что их духовные лидеры обладают глубокими познаниями во всех жизненных аспектах.
Их познания основаны на постижении текстов Устной и Письменной Торы и позволяют
им принимать оптимальные для той или иной общины решения.
Претензия на то, что мы можем постичь глубину их понимания и проницательности,
по меньшей мере — самонадеянность…